Школа “будущего”

школа 1-minВ последнюю пленарную неделю перед каникулами депутатский корпус готовится проголосовать за непопулярные реформы, которые вызывают большой резонанс в обществе и провоцируют скандальные пикировки между самими политиками, пишет Страна.

Ко второму чтению подошла реформа образования. Ее экспертам и журналистам представила министр Лилия Гриневич.

Главными пунктами школьной реформы должны стать переход на 12-летнее обучение и внедрение профильного обучения. После реформы останется три уровня полного среднего образования: начальное образование (1-4 класс), базовое среднее образование (5-9 класс); профильное среднее образование (10-12 класс). Последний этап формально будет целенаправленной подготовкой к обучению в высших учебных заведениях.

Однако, несмотря на то, что добавится лишний год, нагрузку на школьников в Минобразования хотят снизить за счет сокращения предметов, которые сегодня считаются обязательными. Сейчас в старшей школе таких предметов 22, в будущем их будет около десятка.

Химию, физику, биологию, астрономию, экологию и географию хотят объединить в дисциплину “Человек и природа” с общим объемом преподавания три часа в неделю. Кроме того, предлагается объединить алгебру и геометрию в один предмет “Математика”.

А изучение зарубежной и украинской литературы и вовсе хотят объединить то ли в общий курс “Литература”. Или же, как вариант, добавив сюда же еще и изучение украинского языка, создать единый предмет “Словесность”.

В Минобразования считают, что такая инновация даст возможность школьникам получить базовое представление об общей картине мира, и не тратить лишнее время на то, что не понадобятся в будущем.

“Почему, невзирая на многотысячные протесты поляков на тему “Стоп изменениям в образовании”, именно польскую модель сегодня выбирают для Украины как образец для подражания?” – говорится в открытом обращении Научно–методического центра Святошинской гимназии. – Уменьшение никогда не приводит к избытку, только к обнищанию. Единственный эффект, который мы получим в результате подобного “реформирования” – это “рабочие руки” и обслуживающий персонал, который будет выставлен от имени Украины на рынках Европы, вместо того, чтобы быть интеллектуальной элитой, способной конкурировать с молодежью других стран. И ничего более!”.

“Чем заполнять 12 лет образования, если программы урезаются до уровня умственной отсталости? – задается вопросом журналист и блогер Александр Карпец. – Преподаваемый в школе учебный материал все более урезается и сокращается до уровня умственной отсталости, переходящей в идиотизм. Делается это, ясен перец, под патриотическую болтовню. Вот только чем с Путиным воевать будем: авиацией и ракетным вооружением, для создания и эксплуатации которых необходимы естественно-математические и технические знания или патриотическими “козацькими шаблями”?!

Следующей важной инновацией станет тотальная украинизация школ. На этом пункте реформы на встрече с экспертами детально остановилась министр Гриневич. В частности, в доработанном проекте предполагается, что языки национальных меньшинств, в том числе русский язык, дети будут изучать только в младших и средних классах. Уроков родного для нацменьшинств языка будет не более двух в день. В старших классах их вовсе не будет.

В вузах язык нацменьшинств будет использоваться в качестве дополнительного предмета только там, где он нужен для работы. Все остальное преподавание будет вестись на украинском языке. Кроме того в законе будет отдельно прописано понятие коренного народа для крымских татар.

Означает ли это, что в Украине будут ликвидированы все школы с обучением на языках нацменьшинств, либо это касается только изничтожение иных языков в украиноязычных школах – пока непонятно. текст законопроекта ко второму чтению обещают опубликовать только 11 июля. Но, судя со слов Гриневич, речь может идти и о самом жестком, первом варианте.

В своем Facebook журналист Кирилл Сазонов описывает еще ряд новаций после реформы. Например, директора школ теперь будут работать по две каденции (по 6 лет) в одной школе. Ожидается, что такая ротация обеспечит приток молодых и прогрессивных кадров. На образование хотят выделять 7% ВВП. Зарплата учителя составит минимум 4 прожиточных минимума (4500 гривен). К слову, именно этот пункт вызвал наибольшие дискуссии между Минобразования и Минфином.

После рассмотрения проекта закона в части финансово-экономического обоснования в Министерстве финансов отметили, что на реализацию законопроекта денег нет.

“Реализацию этого законопроекта можно обеспечить только путем сокращения более половины педагогических и научно-педагогических работников, сокращением расходов на обороноспособность страны или существенным увеличением дефицита госбюджета и ростом государственного долга, то есть недопустимы мерами”, – говорится в сообщении.

В предлагаемой редакции проекта закона только на установление минимального оклада учителя на уровне четырех прожиточных минимумов в течение 5-ти лет необходимо дополнительно более 160 млрд грн.

Не обеспечено финансами также создание новых центральных органов исполнительной власти – Государственной службы качества образования и его территориальных органов, Национального агентства квалификации, проведение сертификации учителей.

На замечания Минфина в Минобразования отвечают, что траты будут расти постепенно.

Из положительного для учителей – им дадут право самостоятельно выбирать, где и как повышать квалификацию, а затем они должны будут пройти сертификацию, после успешной сдачи которой зарплата будет повышена на 20%.

Правда, также к этому у экспертов отношение неоднозначное.

“В Сети разгорается дискуссия по реформам в образовании. Особенно акцентируют внимание на том, что делать с учителями? Основных идей две: “сокращение” и “сертификация”. Увы, обе они с изъянами. Потому что ни сокращение учителей, ни их сертификация – не решают проблемы качества образования, – считает народный депутат, первый зам главы комитета по вопросам образования Александр Спиваковский. – В самом деле, если сертификацию пройдут все (как недавно прошли сертификацию все бывшие прокуроры!), то зачем всё это было затевать? Ведь всё останется, как и было. Если сертификацию пройдут не все, ну, скажем, не пройдут 30%, а ещё 20% скажут “а ну вас всех в баню, сами учите детей за 2000 грн”, то в итоге останется только половина учителей. А новых учителей взять неоткуда. Возникнет огромный дефицит учителей, который погрузит всю систему в коллапс”.

FacebookTwitterVKGoogle+Відправити

Напишіть відгук

 

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *